«Ко мне обращаются люди, когда им нужна сказка»
История художницы из Хабаровска, которая видит волшебство вокруг
Иллюстратор из Хабаровска Марина Фандеева пишет современные сказки и рисует для них персонажей. В её «Новых сказках Камчатки» ворон Кутх раздаёт вай-фай, злой дух Келе проповедует правильное питание, а дух мороза Тыкывак играет в хоккей с великанами. NaDV.ru поговорил с иллюстратором о том, как видеть волшебство вокруг и правильно с ним обращаться.
Марина Фандеева
Ходить и рисовать училась дважды

Мама говорит, что я рисовала с самого детства, когда ещё ничего другого особо не умела, поэтому меня отдали в художественную школу очень рано. Я училась с детьми постарше, которые уже хорошо рисовали, и старалась дотянуться до их уровня. Так проучилась несколько лет, а потом у меня сменился руководитель художественной группы и я бросила рисование вообще.

Поступила в вуз, получила диплом по специальности «Психология». Поняла, что не хочу работать психологом, потому что мне не подходит эта профессия – слишком впечатлительная. Тогда я вернулась к рисованию. Научилась работать в графических редакторах, нарисовала себе какое-то страшненькое-престрашненькое портфолио. Там был очень примитивный дизайн, а ещё мои рисунки. Меня взяли в одну фирму, где я рисовала обложки для детских тетрадей. Это была очень крутая работ! Но спустя два года котята и машинки мне уже наскучили, мне захотелось большего, полноценных иллюстраций.
Скетчи Таиланда
Я всё никак не решалась пойти учиться дальше рисовать. У меня были знакомые иллюстраторы, которые ушли во фриланс и прекрасно существовали, работали и зарабатывали, а мне было страшно, потому что я не понимала, как к этому подступиться. В свободное от работы время увлекалась экстремальными видами спорта. В 2013 году я прыгнула с парашютом, неудачно приземлилась, вся переломалась… Зато я стала усидчива, как никогда. И пока полгода восстанавливалась, училась заново ходить, я научилась вновь рисовать. Тогда я нарисовала свою первую серию картинок, которую я выложила в Интернет и они разлетелись по различным группам и сайтам. Тогда мне поступили первые заказы и на работу в офис я уже не вышла. Так я стала иллюстратором.
В 2013 году я прыгнула с парашютом, неудачно приземлилась, вся переломалась… Зато я стала усидчива, как никогда.
Рисоваши

Однажды гуляла со своей подругой, а мимо нас проезжал жёлтый автобус и я говорю ей - «смотри, это похоже на котобус из мультика «Мой сосед Тоторо». Этот жёлтый автобус я успела сфотографировать. Пришла домой, прям поверх него нарисовала иллюстрацию и выложила в «Инстаграм». У меня на тот момент было человек 300 подписчиков – родственники и друзья – всё как у людей. А эта картинка собрала больше лайков, чем у меня было подписчиков. Я подумала, что совмещать фото и иллюстрацию будет интересно и дальше, ведь часто бывает – я смотрю на какие-то вещи и представляю их совсем другими. У меня такой способ восприятия информации – фантазировать и применять ассоциации.

Я стала рисовать на своих фотографиях и назвала всё это рисовашами, потому что непонятно было, каким словом назвать эту коллаборацию фотографии и иллюстрации. А потом у меня сломался телефон, на который я снимала, и тогда написала – «товарищи, если вам так все нравится, помогите мне, пожалуйста: ставьте хештег #хочурисоваш на своих фотографиях, чтобы мне было на чём рисовать». И вот тогда понеслось. Люди начали ставить хэштеги, это было так интересно для подписчиков. Собственно в этом виде проект существует и сегодня. Сейчас под хэштегом «хочурисоваш» уже более трёх тысяч фотографий.

Я не только рисую, но и пишу истории к рисовашам. По-особому смотрю на какие-то явления, которые происходят между людьми, на какие-то действия людей и мои знания в психологии помогают трактовать это все определённым образом. Но я никогда не думаю долго над текстом. Несмотря на то, что я иллюстратор, а не писатель, картинки мне даются гораздо сложнее. Я над ними сижу, могу несколько раз перерисовывать, могу нарисовать и удалить, а потом нарисовать заново.
Я по-особому смотрю на какие-то явления, которые происходят между людьми, на какие-то действия людей и мои знания в психологии помогают трактовать это всё определённым образом
Новые сказки Камчатки

Не всегда истории придумываются после создания иллюстрации. Взять, к примеру, «Новые сказки Камчатки». Это самый лучший и качественный проект в моём творчестве. Проект был реализован совместно с фотографом, путешественником Дмитрием Куликовым. Он предложил на его фотографии с видами Камчатки нарисовать и придумать сказки на камчатский лад. Так родился проект.
Лисица из сказки "Капризная невеста"
Сначала написала сказки, а потом сделала к ним иллюстрации. Там я не могла творить отсебятину – сначала нужно было изучить народные сказки, их героев. Сказки северных народов на самом деле страшно жестокие, под современные нормы морали и ценности они не подходят совершенно. Например, в одной сказке рассказывается, что лиса очень сильно хотела себе ребёнка, она подобрала на берегу мёртвую рыбу, которую ели черви и стала её качать на руках. Лиса червей с рыбы стряхивает и колыбельную ей поёт. И мимо пролетает ворон, над ней смеётся, волк проходит, издевается над ней... Я когда читала у меня дыбом волосы стояли, потому что это так мерзко, так страшно, так непонятно. Или в сказках Камчатки часто один зверь приглашает в гости другого зверя и съедает его, например, ворон Ктух съел тётушку лису. И ты думаешь, господи, что за бред, почему родственник съедает родственника, как этот каннибализм может быть в сказках. Или люди приглашают в гости дядюшку зайца и съедают его. И хочется закричать: вызывайте полицию! А потом, когда я стала докапываться до мотивов всего этого – оказалось, что это я ничего не понимаю. Суть в том, что ты не можешь относиться к существу, которое даёт тебе пищу, с гневом. Когда ты съедаешь зайца, его дух возвращается к духу зайца.
Мы читаем текст, но не понимаем содержания. Мы не знаем тех верований, обычаев, поэтому некоторые вещи кажутся нелепыми или странными. А в то время они оказались абсолютно адекватными, потому что определённые традиции требовали определённых поступков.
Для Новых сказок Камчатки мне приходилось адаптировать народные, например, сказка про лису с мёртвой рыбой у меня превратилась в лису-невесту. Я переделала сказки на современный формат, чтобы это было этично, их можно было прочитать детям, но при этом остался колорит народных сказок.
Скетч Камчатки
В конечном итоге получилось 13 сказок с иллюстрациями. Последняя была сделана по просьбе Кроноцкого заповедника, у которого в прошлом году был юбилей. Весной 2017 года мы начали публиковать первые сказки в Интернете. Их заметили в «Почте России» и нам предложили напечатать открытки ко Дню вулкана. «Почта России» не только оплатила печать всего тиража, но и отвезла меня на Камчатку, где я всё это увидела вживую. Просто сумасшедшая красота. Там так необыкновенно и завораживающе – вулканы и гейзеры!

В День вулкана все пошли на восхождение Аванчинского вулкана. У подножия стоял почтовый ящик, где раздавали открытки с моими иллюстрациями и любой путешественник, который дошёл до тысячи метров, мог подписать открытку и отправить её в любую точку миру бесплатно.
Мне до сих пор люди с Камчатки пишут благодарности. Правда, специалисты мне уже «настучали по голове». Люди, которые занимаются в крае сохранением традиций, написали мне – «у вас потрясающие сказки и проект, но как вы догадались белого медведя на Камчатке поселить?». Дело в том, что когда я изучала сказки народов Камчатки, у меня оказалась книжка сказок народов Камчатки и Чукотки. Это огромный ареал и некоторые события, которые там описываются, к Камчатке вообще никакого отношения не имеют. В одной сказке, к примеру, у меня есть северное сияние, а на Камчатке его вообще не бывает. Или есть сказка, где белый медведь погнался за бабушкой и сыночком. В общем, есть мои промахи.
Люди, которые занимаются в крае сохранением традиций, написали мне – «у вас потрясающие сказки и проект, но как вы догадались белого медведя на Камчатке поселить?»
Волшебство, которое не нарушает технику безопасности

Ко мне обращаются люди, когда им нужна сказка, когда нужно придумать что-то невероятное. И мне это сделать легко. У меня столько драконов некормленых! Сейчас я выкладываю в социальные сети серию рисоваш, которые я готовила для календаря «Якутскэнерго». Я придумала такую концепцию, что на самом деле энергетика – это не ток в проводах, а волшебные существа, которые дают энергию. Назвала эту серию «Краткий бестиарий энергетических существ». Я рисовала оленей вместо столбов линий электропередач, жар-птиц, которые крутят турбины… Написала к ним коротенькие сказки, где объяснила, что это за существо, что оно делает.
Рисоваши Владивостока
Были и сложности, конечно. Например, я нарисовала огромного дядьку-увальня рядом с линией электропередач, который на проводах сплёл плоскогубцами ловец снов. А на одной из ЛЭПок сидит птичка и смотрит на это всё, и в клюве у неё проволочка, как будто она помогает. Такая милая картинка. А заказчики мне потом пишут, что здесь нарушение безопасности – это высоковольтная линия с высоким напряжением, которая так еб..т. Я хотела возразить, сказать, что это сказка, а потом сама поняла, что не то. И я перерисовала эту картинку - теперь персонаж тянул провод от созвездия к линии электропередач. На этот раз сюжет не был связан с действительностью, и иллюстрацию утвердили. Я исходила из того, что надо рисовать такое волшебство, которое не нарушит технику безопасности. К примеру, нельзя было поместить дракона, пускающего огонь в помещении. Такое категорически запрещено, даже несмотря на то, что это сказка.
Звездные плетевики
Умелые и исполнительные работники. Прекрасно видят в темноте и ориентируются по звездам. Застенчивы и робки, поэтому предпочитают работать ясными звездными ночами, когда все остальные спят. Известно, что в работе использую свои знания астрономии, но как именно - до сих пор не понятно.
Молниевик обычный малый
Возникают в местах появления разности потенциалов и разряжают накопленный заряд. Питаются они таким способом или это их веселит - до сих пор точно не известно. В быту группа обученных молниевиков может приносить ощутимую пользу, самостоятельно возникая в местах накопления статического электричества снимают разряд и аккумулируют его. Не переносят влажность воздуха более 85%.
Altiorem ramaria flava (лат.)
Удивительные существа, которые издревле использовались людьми в качестве смотровых вышек, пожарных каланчей, столбов и прочих высотных объектов. Удивительным является то, что представители рода Рамария являются не животными, а высшей формой гриба. Простейшие формы Ромарии произрастают по всей территории России и в народе называются "Оленьи рога". Грибница простирается на сотни километров.
Диплотоки
Редкие электрические животные, сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты Якутии. При благоприятных условиях жизни и питания вырабатывают до 3330-3700 МВт. Используют длинные хвосты для заземления.
Электрофеникс
В отличии от других особей относящихся к семейству Фениксовых (лат. Phoenix) для них благоприятной средой является электричество, а не огонь. Постоянно поддерживает вокруг себя мощное электрическое поле. Прирученный электрофеникс способен отдавать излишки энергии своим хозяевам. Мощность средней особи 0,65 МВт. Возобновляемый источник энергии, раз в 200 лет перерождается.
Тетроциклоид-измеритель
Способен с высокой точностью определять практически любые данные любого характера - расстояние, скорость, температуру, давление и т.д. До сих пор науке неизвестен метод измерения, которым пользуются тетроциклоиды. Питают слабость к высокоточным приборам.
Left
Right
Вообще правок было минимум. И это здорово, потому что когда ты полностью придумываешь проект, может быть очень много несовпадений. Когда есть техническое задание – ты выполняешь по пунктам и всё понятно, заказчики знают, чего ожидать. А когда ты полностью придумываешь – это очень большая ответственность. Я просто счастлива, что у меня такие заказчики, которые доверяют и заказывают то, что я люблю рисовать для себя.
Надо рисовать такое волшебство, которое не нарушит технику безопасности
О вдохновении

Я постоянно что-то придумываю – таким образом я обрабатываю информацию. Есть вкус врождённый, а есть насмотренный. Когда ты много-много смотришь каких-то визуальных образов, что-то остаётся в памяти, и ты можешь даже это не зафиксировать, а потом это выливается в какой-то новый образ. Подсознание обработало за тебя всю эту информацию, и в сознании появилась картинка. Я получаю визуальные образы из всего подряд: мультики, детские сказки, картинки, которые я посмотрела в интернете. Я могу насмотреться до умопомрачения, а потом через какое-то время рисую картинку, которая похожа на сразу несколько из тех, что я когда-то видела. У меня нет конкретного источника вдохновения, это просто во мне живет, варится, а потом появляется – я это плохо контролирую.

Рисование акварелью
Меня очень сильно вдохновляют путешествия. Меняется обстановка, и ты другими глазами смотришь на мир и хочется все-все-все зарисовать. Я фанатка скетчбуков и рисования в путешествиях – дома огромные пачки изрисованных блокнотов.

Рисование – это способ показать, какой у меня внутренний мир, это мой способ находить контакт с внешним миром. Те же рисоваши дают возможность мне общаться с большим количеством людей, моих подписчиков. И это совершенно чудесные люди.

Беседовала Виктория Антошина

Иллюстрации - Марина Фандеева
Фотографии - Дмитрий Куликов, Настя Ре, Василий Ус, Алексей Зайцев, @backmanil, @ellasomnus, @noirparisienne, @youmane4ka, @anny.avo, @alexanderandreyev
Яндекс.Метрика