История NaDV.ru
«Зелёнка», «Адидасовск» и «Сайсары»
Как на Дальнем Востоке зарождалась эпоха рынка
«Хотите увидеть настоящую жизнь города – первым делом идите на базар!», рекомендуют туристам путеводители. Только здесь можно найти товары и продукты местного производства, пообщаться с местными жителями, потолкаться среди аборигенов и попрактиковаться в искусстве торга. NaDV изучил городские рынки Дальнего Востока, чтобы понять, чем живут города одного из самых специфичных макрорегионов России.
Якутск и Магадан
Рыбные букеты и ойогос
Около двух лет назад фотография крестьянского рынка «Сайсары» в Якутске оказалась в топе фотоподборки агентства Bloomberg.

На ней продавец задумчивого вида пускает дым и загадочно смотрит куда-то за пределы камеры. Рядом с ним возвышаются замороженные экзотические рыбные туши. Фотографическое изображение хорошо передает специфику этого места. Здесь удивляешься не только ассортименту продукции, но и способности торговцев переносить жестокий холод в зимнее время.

Это самый крупный продовольственный рынок в Якутске, расположенный в центре столицы республики Саха на улице Лермонтова.

В первую очередь, гости и жители города отмечают, что здесь представлен богатый выбор рыбы. Здесь на прилавках можно найти муксуна и чира, кобяйских карасей и нельму, ряпушку и пелядь, которыми богат регион. Замороженный улов выставляют на продажу в вертикальном положении. Собранные вместе, рыбины напоминают по форме цветочный букет, на что непременно обратит внимание приезжий.

Еще здесь можно приобрести оленину и жеребятину. В частности, можно купить ойогос – одно из популярных национальных блюд Якутии.
Тут продают целые туши рыб и животных, которые покупатели самостоятельно распиливают дома ножовкой или же обращаются к специалистам «по распилу». Местные жители утверждают, что туши коня хватает на пропитание семьи в течение нескольких месяцев.

Помимо более-менее ожидаемых видов экзотической продукции встречается на рынке в Якутске и неожиданный товар – например, замороженное молоко.

Торговля здесь идет круглый год – и даже не останавливается, когда термометр показывает минус 50°. Здесь для согрева продавцы вынуждены регулярно пить горячий чай или кофе или же – абсолютно серьезно – постоянно сидеть в телефоне! Несмотря ни на что, их обаяние сохраняется при любом градусе. По выражению блогера Ильи Варламова, без улыбки в Якутии не выжить.
«Якутская кухня – это мясо и рыба в любом виде, чаще в сыром и замороженном, а также молочная продукция. Must try — строганина из чира или нельмы, запитая водкой из ледяной стопки в Царстве вечной мерзлоты, строганина из сырой печени кобылы или мяса свежезабитого жеребенка, хаан — артериальная кровь коровы, смешанная с молоком и сваренная в кишке, куэрчэх — взбитые сливки с ягодами и стейк или бургер из оленины».

Рынок в Якутске. Фото: Илья Варламов
Кстати
В минувшем году проект «Сайсары» был включен в госпрограмму развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Если вы решитесь на путешествие в Магадан, обязательно посетите рынок «Урожай». Он находится на улице Дзержинского, 28.

Магаданская область известна морским рыболовным промыслом, и городской рынок Магадана только подчеркивает это представление о регионе. Ассортимент свежих морепродуктов впечатляет гостей областной столицы: кальмары, различные виды красной рыбы и, конечно, красная икра на любой вкус! Если такие слова, как «чебак», «алюторская сельдь» или «шокур вам ни о чем не говорят, то здесь вы их наконец узнаете. Ну и как же обойтись без больших живых крабов, выставленных на продажу?
При возможности обязательно приобретите магаданского трубача. Мясо этого брюхоногого моллюска богато йодом, белком, фтором и великолепно усваивается организмом. Долгое время этот изысканный продукт оставался неизвестным для многих жителей Центральной России, но за последние годы он стал открытием для отечественных гастрономических экспертов, о чем последние поспешили рассказать общественности.
Продавцы обязательно дадут вам попробовать приглянувшийся продукт, так что сделать выбор вам будет проще. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Тут можно торговаться, но есть вероятность, что вам и так сделают скидку.

Цены на магаданском рынке – отдельный пункт. Они могут показаться завышенными, «на уровне столичных», но не забывайте о том, что дары моря здесь свежие, а потому разница между Москвой и Магаданом ощутима.
Фото — Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Во Владивостоке сразу несколько крупных точек продаж рыбы и морепродуктов, однако в городе до сих пор нет современного рыбного рынка. Рынок, который стал бы достопримечательностью столицы Приморского края, планируют построить в ближайшее время.

На первом этаже здания расположат технические службы и бассейны для морепродуктов и рыбы. На втором этаже будет рынок, на третьем — бизнес-центр, аукционная площадка и зал переговоров. И последний этаж займёт ресторан. Рядом со зданием рынка откроют парковку на 200 машиномест. Общая площадь рынка составит порядка 8 тысяч квадратных метров.

Инвестиционный проект разработала Южнокорейская компания «Ханаро холдингс». Ранее компания реализовывала подобные проекты в Бостоне, Сиэтле и крупных южнокорейских городах. С российской стороны соинвестором проекта станет ООО «Акватехнологии», занимающееся добычей и переработкой рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке России.

По информации Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ), сумма инвестиций в проект составит около 800 млн рублей. Проект будет пользоваться преференциями Свободного порт Владивосток, что позволит инвесторам окупить вложения в самое ближайшее время.

Работы по возведению рынка начнутся сразу же после выделения участка земли в центре города.
Владивосток и Уссурийск
Железо и колёса
Если рынки в Якутске и Магадане популярны и поныне, то в Приморье, например, есть легендарные «точки», которые сыграли большую роль в развитии региона, но на контрасте с результатами предыдущих десятилетий сегодня прежнего ажиотажа уже не вызывают.

Разумеется, когда речь заходит о Приморском крае, разговор с большой долей вероятности затрагивает автомобильную сферу. Название «Зеленый угол» – или же «Зеленка» – до сих пор известно, хотя сегодня это, скорее, символ, отсылающий к прошлому, нежели актуальный бренд.
«За день Зелёнку не обойдёшь. Поднимешься на очередную сопку – а рынок, оказывается, и не думает заканчиваться. Ленивые или услужливые продаваны, прячущиеся под навесами от жары и в фургончиках-кунгах от мороза. Наивные или прожжённые покупаны, покупашки откуда-нибудь из Сибири. И – машины, машины, тысячи блестящих вымытых разноцветных коробочек по склонам сопок до горизонта. Здесь нельзя выбирать – завязнешь так, как никакой буридановой ослице не снилось. Здесь надо покупать то, на чём предварительно уже остановил выбор.
Рынок оправдывает своё наименование. Где машины кончаются (где-то они всё-таки кончаются) – по-прежнему шумит листвой натуральная «зелёнка» и даже стоят какие-то теплицы. Рассчитывались здесь до самого последнего времени исключительно зеленью, килобаксами. На рубли стали переходить совсем недавно. Так что угол зелен ещё и в этом смысле».


Василий Авченко, писатель и журналист, автор книг «Владивосток-3000» и «Правый руль»

Фото Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Этот автомобильный рынок на улице Нейбута во Владивостоке начал функционировать на одном из пустырей в 1993 году. Рассказывая о мотивах его создания, ныне покойный экс-мэр Владивостока Виктор Черепков отмечал необходимость создания новых рабочих мест в условиях тяжелой экономической ситуации в Приморье. Он распорядился построить автозавод, способный конкурировать с Тольятти – но «виртуальный, без фундамента, без давления на экологию». Этим автозаводом и стал рынок «Зеленый угол».

Журналистских текстов о продаже японских праворульных автомобилей на «Зеленке» написано много. В литературе она тоже нашла своё отражение.
"Зеленый угол". Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
Важно помнить о том, что и здесь случались свои чередования падений и взлетов, например, за дефолтом 1998 года в начале нулевых последовал новый рост спроса, сменившийся новым кризисом в 2003 году, когда в результате увеличения импортных пошлин цены на старые и новые автомобили практически сравнялись. Далее список можно продолжить самостоятельно.

«Зеленка» и сегодня держится на плаву. Вторая половина 2017 года выдалась более спокойной и стабильной, чем первая – тогда «Зеленка» едва работала из-за отсутствия на автомобилях кнопок «Эра-ГЛОНАСС», установка которых требовалась по закону.
Авторынок. Александр Хитров, ИА PrimaMedia
Другой важный рынок Приморья – «Железка». Он расположен на въезде по дороге М-60 «Уссури» в приморский город Уссурийск. При своем небольшом размере этот рынок выделяется – оказавшись на нем, забываешь о масштабах. Пусть его бренд не настолько раскручен, как «Зеленка», он также известен по всему Дальнему Востоку и всегда находит своих покупателей.

Поначалу он работал два дня в неделю в течение пяти часов, но потом на фоне растущего спроса рынок перешел на шестидневный режим, а время его работы увеличилось с пяти до восьми часов. Иногда в день здесь бывало несколько тысяч продавцов, а покупателей – еще больше. Количество последних и в наши дни остается внушительным. Утверждают, что ранее за те два дня, что работал рынок, удавалось продать примерно от 80 до 150 автомобилей. Рецепт успеха «Железки» с виду был довольно прост – выгодные цены, достойный ассортимент и хорошее состояние машин, выставленных на продажу.

Примерно четверть автомобилей были недорогими. Универсал «Тойота-Королла 100» 1992 года выпуска здесь оценивали в «3900 у.е.» – и это было на 600 долларов дешевле, чем на «Зеленке». Акцент на автомобили от японского и китайского производителей продолжает сохраняться и сейчас. Отечественные и европейские марки машин им значительно уступают по числу (их доля и раньше составляла не более 10%), но автомобили из азиатских стран в свое время привлекали покупателей и из других регионов России – своей практичностью и дешевизной.

Жизнь «Железки» не стоит на месте – после периодов относительного затишья может пробудиться бурная покупательская активность. Так в 2015-м году продавцы отмечали подъем, какого не было с конца 90-х годов.
Завод Mazda Sollers Manufacturing Rus. Фото - Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Сегодня в Приморском крае торгуют не только поддержанными «японками», но и выпускают иномарки российской сборки. Во Владивостоке с 2012 года работает единственный на Дальнем Востоке автомобильный завод Mazda Sollers Manufacturing Rus. Это совместное предприятие ПАО «Соллерс» и японской Mazda Motor Corporation. В 2016 года с конвейера сошёл 100-тысячный автомобиль. На заводе выпускают три модели Mazda: кроссоверы CX-9 и CX-5, а также седан Mazda 6.

Осенью 2018 года российский автопроизводитель намерен запустить завод двигателей Mazda во Владивостоке. Mazda Sollers Manufacturing Rus инвестирует в завод более 3 млрд рублей. Как сообщили в Агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ), специально под новый проект были расширены границы ТОР «Надеждинская».

Все выпускаемые двигатели поступят в Японию в город Хиросима на завод Mazda, где будут использоваться «глобально» автокомпанией, в том числе в автомобилях на экспорт. С 2020 года автоконцерн планирует наладить экспорт готовых автомобилей в страны Азии.

Концерн Sollers также владеет производственными площадками, на которых выпускаются российские внедорожники УАЗ, корейские SsangYong, а также бензиновые и дизельные двигатели ЗМЗ.
Благовещенск
«Адидасовск» и «челноки»
Близость к Азии сказалась и на успехе двух других рынков. В значительной степени они были связаны с деятельностью выходцев из Китая. Места сбыта импортной продукции сыграли свою роль в развитии Амурской области и Приморья, но к сегодняшнему дню они мало чем отличаются от обыкновенных городских рынков в других городах.
Такое возвратно-поступательное перемещение торговцев с товаром и стало источником возникновения нового для нашей страны термина – «челнок». Этим термином еще долго обозначался рыночный торговец, который самолично ездит за товаром в Китай, возвращаясь с туго набитыми клетчатыми сумками обратно.

Фото — Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Административный центр Амурской области – Благовещенск – расположен на левом берегу реки Амур, по которой проходит граница с КНР. На противоположной стороне находится город Хейхэ, близкое – всего 800 метров по ширине реки - соседство с которым обусловило в 90-е годы ХХ века уникальное положение Благовещенска. Когда у россиян появилась возможность выезда за границу, город сразу же продемонстрировал свой потенциал как центр международной торговли - и его в новом качестве узнала вся страна.

Распад СССР сопровождался серьезным финансовым кризисом. Дело доходило до того, что люди, получившие высшее образование, оставляли работу по специальности и становились продавцами. Они ехали в Хейхэ, закупались дешевыми товарами, возвращались домой, перепродавали купленное соотечественникам и снова отправлялись за товаром.
Десять лет назад в городе установили памятник «челночнику» - мужчина стоит с неизменным баулом, набитым товаром.
Русская и китайская стороны оказали друг другу взаимную поддержку. Благодаря усилиям – и финансовым вложениям наших сограждан руководство КНР отстроило Хейхэ – на месте деревушки с торговыми рядами вырос город с высокими зданиями из стекла и бетона. Благовещенск же, пережив кризисные годы, к 2013 году стал вторым в России по количеству торговых площадей на одного жителя.

Одним из важнейших мест сбыта иностранной продукции стал центральный рынок Благовещенска на Красноармейской улице. Еще в 80-е годы это место славилось тем, что здесь можно было приобрести дефицитные товары. К концу последнего советского десятилетия ассортимент продукции, поставляемой из стран соцлагеря, стал пополняться товарами турецкого и корейского производства.

Вид на китайский город Хэйхэ со стороны Благовещенска. Фото — Виктор Нечаев, Фотобанк Лори
Здесь можно было приобрести – пусть и вдвое дороже, чем в магазине – качественные купальники, спортивные костюмы или джинсы — у спекулянтов. Последние рисковали и неоднократно оказывались за решеткой. Но в те годы повального дефицита это была одна из немногих возможностей приобрести достойную одежду, и сюда ехали люди со всей области. Сюда приезжали за товаром не только граждане из других регионов России, но и из стран ближнего зарубежья, вроде Эстонии или Латвии.

В начале 90-х на рынок пришли китайцы. Их вещевая продукция – вроде поддельных «Адидасов» - была низкокачественной, но доступной по ценам. Неудивительно, что спрос на нее увеличивался, и от покупателей не было отбоя. Местные жители вспоминают, как в те годы Благовещенск называли «Адидасовск». Продавцы утверждают, что в те непростые годы, продав на рынке десять костюмов «Адидас», можно было приобрести автомобиль.

Несмотря на попытки притеснения со стороны рэкетиров, китайский рынок продолжал расширяться, а в нулевые годы - на фоне роста общего благосостояния - стал в буквальном смысле расти вверх. Здесь построили многоэтажные торговые центры, и торговля приобрела более цивилизованный облик.
Китайские туристы. Фото Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Сегодня, приехав в Благовещенск, вы уже не застанете тот самый Центральный рынок, который был известен далеко за пределами региона и помогал выживать амурчанам в голодные и холодные времена. Тем не менее, у вас будет все та же удивительная возможность съездить в Китай при минимальном количестве необходимых документов. С 2004 года здесь действует безвизовый режим с городом Хейхэ – который ориентирован на русских туристов и, в сущности, представляет собой большой китайский рынок. Там можно приобрести товары на любой вкус для многих сфер жизни – и, вопреки воспоминаниям из 90-х, среди китайской продукции встречается немало качественных экземпляров. В банках Благовещенска можно легко поменять рубли на юани, а на таможне — встретить менял, которые предложат вам ту же услугу, но окажут ее в более мобильной и неформальной форме.

В наши дни заметна удивительная тенденция - у гостей из Поднебесной неизменный интерес вызывает российский антиквариат – по словам коллекционеров, продукция местного блошиного рынка у граждан Китая идет на ура.

Но это официальная сторона дальневосточной торговли. Были и теневые – в буквальном смысле – рынки. Например, в Уссурийске на Муданьцзянской улице располагался Ночной рынок. Уникальность формата его работы заключается уже в его названии. Здесь торновля начиналась в полночь и продолжалась до утра. Другим отличительным признаком «Ночного рынка» были цены – ниже стандартных раза в два.
В 90-е и 00-е годы это место было очень востребованным – сюда из Владивостока за покупками по выгодным ценам направлялись специальные автобусные туры. Люди, впервые оказавшиеся здесь, отмечали, что ночью здесь ходит больше народа, чем днем в торговых центрах и мегамоллах сегодня.

О другой стороне жизни «Ночного рынка» известно не очень много. Рассказывают, здесь жили выходцы из КНР, которые не только работали здесь, но и женились, рожали детей и вообще строили жизнь по своим законам. Если случалась поножовщина, из Суйфэньхэ специально приезжал некий гражданин — и на правах «старшего» разрешал конфликт. Утверждали, что это место представляло собой «государство в государстве». Помимо обычных покупателей тут время от времени циркулировали оптовики с баулами из других городов – для них на ночном рынке товар отпускался по специальным ценам, чем они активно пользовались. Большие скидки действовали для владельцев магазинов конфиската.

С развитием торговых центров интерес к «Ночному рынку» упал. Но он существует и поныне — сюда продолжают ехать оптовики. Но жизнь его, конечно, уже не столь разнообразна, как в былые времена.
ДЕНИС ЕРАСТОВ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТОГРАФИИ ИЛЬИ ВАРЛАМОВА, АНТОНА БАЛАШОВА, АЛЕКСАНДРА ХИТРОВА, МАРИИ БОРОДИНОЙ, ИА PRIMAMEDIA
Яндекс.Метрика