Настройка сайта под ваши интересы, которую всегда можно изменить
Запомнить
Я хочу
узнать всё про
инвестировать в
узнать всё про
переехать на
Дальний Восток
Фото - Антон Балашов, ИА PrimaMedia

Дикий восток. Как и чем привлекают туристов в регионы ДФО

Несмотря на очевидные инфраструктурные проблемы, такие как плохие дороги или недостаток мест в гостиницах, регионы Дальнего Востока могут похвастаться ежегодным ростом числа туристов. При этом очевидно, что туристический потенциал федерального округа еще не раскрыт. Ускорить развитие туристической сферы Дальнего Востока призваны в том числе законы «О территориях опережающего развития» (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ). Первый способен обеспечить инвестора инфраструктурой, а второй - предполагает упрощённый визовый режим для иностранцев.

Главной точкой притяжения туристов на Дальний Восток традиционно остается Приморский край. Это единственный регион на востоке страны, где летом можно искупаться в теплом море и полежать на живописном пляже. Не удивительно, что Приморье входит в топ-5 самых популярных туристических регионов страны. В 2017 году регион посетили 4 млн туристов (+20 %), включая 640 тысяч иностранных туристов (+13 %), из которых большая часть – 420 тысяч туристов – из Китая.

Высокую положительную динамику за прошлый год показала Амурская область: всего 381 тысяч туристов, включая 95 тысяч иностранцев (+22 % по сравнению с 2016 годом). Рост продемонстрировал и Хабаровский край: 634 тысяч туристов, включая 50 тысяч иностранцев (+9 %). В остальных регионах численность туристов за прошлый год не превысила 200 тысяч человек – это Камчатка (200 тысяч туристов), Якутия (193 тысяч), Сахалин (170 тысяч).

Пассажиропоток

Повышающееся внимание к макрорегиону можно проследить по заметному увеличению пассажиропотока в аэропортах. Рекордных показателей роста добилась воздушная гавань в Благовещенске: на международных авиалиниях обслужено более 59 тысяч пассажиров, что на 34% превышает показатели 2016 года. Всего за 2017 год службами аэропорта обслужено более 405 тысяч пассажиров (+25%) и обработано более 4,5 тысяч тонн груза и почты (+35,4%).


Фото - Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

Рекордными в прошлом году стали и показатели международного аэропорта во Владивостоке, который смог преодолеть отметку в 2,1 млн пассажиров – это на 18% больше, чем в 2016 году, причём международный пассажиропоток показал рост на 40% (781 тысяч человек).

В пределах 5–11% находится рост пассажиропотока большого количества регионов. Пассажиропоток аэропорта Хабаровск (Новый) увеличился на 9,7% в 2017 году, до 2 млн человек. При этом наибольший рост пассажиропотока зафиксирован на международных воздушных линиях – количество пассажиров увеличилось в сравнении с 2016 годом на 33% (более 354 тысяч человек). За минувший год аэропорт Магадан обслужил 380,5 тысяч пассажиров, что больше на 8,7% показателя прошлого года. Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) в 2017 году обслужил более 658 тысяч пассажиров, что почти на 7% больше, чем годом ранее, а на международных линиях прирост составил 69%.

Скромнее результат аэропорта в Южно-Сахалинске: пассажиропоток вырос на 4,8% и составил более 985 тысяч человек. Но зато приток туристов там связывают в том числе с желанием приехавших провести новогодние каникулы на горнолыжном курорте «Горный воздух».

Впрочем, несмотря на рост турпотока и пассажиропотока, доля туризма в валовом региональном продукте субъектов ДФО остаётся на низком уровне (1–2 % и менее), а сама отрасль представлена преимущественно организациями малого бизнеса.

Событийный туризм
Значительный вклад в привлечение потока туристов вносят крупные мероприятия. Прежде всего, это Восточный экономический форум (ВЭФ) и Тихоокеанский туристский форум (ТТФ) во Владивостоке. В Хабаровском крае проходит международный фестиваль военных духовых оркестров «Амурские волны», международный конкурс ледовых скульптур «Ледовая фантазия» и яхтенный этнокультурный марафон по реке Амур «Наследие Мангбо».

Сахалин привлекает международным кинофестивалем «Край света» и бизнес- конференцией «Нефть и газ Сахалина». В нынешнем году, при поддержке Минвосткоразвития и Минкультуры состоялся первый фестиваль телевизионных художественных фильмов «Утро Родины».


Гораздо больше событийного туризма иностранцев в Дальнем Востоке привлекает общая история и природные красоты. Японских и корейских туристов очень интересует Транссибирская магистраль и Сахалинская железная дорога, которую строили как раз японцы. Китайцы любят так называемые Красные маршруты, которые связаны с советским периодом нашей страны.
Как рассказали ТАСС в Министерстве культуры Хабаровского края, корейские гости здесь заинтересованы в экологических турах, активном отдыхе на территории туристического комплекса «Заимка» в пригороде Хабаровска, посещении конноспортивного клуба «Арагон». Притягательными объектами для посетителей из Японии остается нанайское подворье «Стойбище сородичей» с изучением наскальных рисунков в древнем нанайском селе Сикачи-Алян.
«Также среди японских туристов большой популярностью пользуются экологические маршруты с посещением дач жителей края, железнодорожные туры, включая посещение Амурского моста и его музея, а также многодневные туры на рыбалку на реках Коппи и Хор», - рассказали в министерстве.

Круизы

Отдельно стоит отметить регионы, которые наиболее приспособлены для развития круизного туризма, – это Приморье и Сахалин. В рамках разработки Ростуризмом концепции развития туризма в России, обсуждается и концепция развития круизов на Дальнем Востоке. Возможно, это будет федеральная целевая программа или государственная программа на период 2019–2025 годов, которая предусмотрит механизмы прямой поддержки туристического бизнеса.

Речь идёт о субсидировании лизинга для приобретения новых автобусов, речных и морских круизных судов, а также туроператоров, которые создают пакетные туры в межсезонье для путешествий по стране. Проект концепции в ближайшее время будет внесён в Правительство РФ, а объём финансирования предполагается в размере 3,5 млрд рублей в год.

На Дальнем Востоке наиболее активно круизные маршруты запускаются во Владивостоке. Например, в прошлом году благодаря круизному туризму познакомиться с историческими и культурными достопримечательностями края смогли более 13 тысяч иностранцев, а зарубежные лайнеры зашли в порт Владивостока рекордное для региона количество раз – 15. В этом году круизный сезон уже открыт – на борту первого лайнера Amadea прибыли около 600 иностранцев. В этом году в Приморье, помимо индивидуальных круизных рейсов, ожидается также открытие регулярной круизной линии, которая свяжет Владивосток с южнокорейским портом Сокчхо и портами Японии.

Как развивают

Самым, пожалуй, прорывным инструментом, призванным повысить привлекательность регионов Дальнего Востока среди иностранных туристов, стало введение электронной визы. В стране пошли на существенное смягчение визового режима со странами. Так, с 1 августа прошлого года по краткосрочной электронной визе (на срок до 30 дней) в Россию могут въехать граждане 18 стран - Бруней, Индия, КНР, КНДР, Мексика, Сингапур, Япония, Алжир, Бахрейн, Иран, Катар, Кувейт, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Тунис, Турция. Въезд по электронным визам осуществляется через морской порт пропуска во Владивостоке и аэропорт Кневичи, входящие в территорию СПВ.

Упрощённый визовый режим позволит расширить чартерные программы, в первую очередь, со странами АТР, активизировать деловое общение, привлечь больше инвесторов и запустить больше инвестиционных проектов, а также даст дополнительное развитие туристической отрасли на Дальнем Востоке. Павел Волков, заместитель главы Минвостокразвития РФ

1 января 2018 года упрощенный визовый режим начал действовать на Камчатке и Сахалине. На данный момент действие электронных виз распространено на 11 погранпереходов. Это железнодорожные пункты пропуска «Пограничный», «Хасан», «Махалино», автомобильные «Полтавка», «Турий Рог», морские «Зарубино» и «Посьет» в Приморье, а также морские пункты пропуска «Петропавловск-Камчатский» и «Корсаков» (Сахалин). Прорабатывается возможность введения упрощённого визового режима в международных аэропортах Чукотского АО, Сахалинской и Амурской областей, Камчатского и Хабаровского краев.

Одним из важных институтов развития в туристической отрасли стал режим ТОР. На Дальнем Востоке две ТОР имеют туристско-рекреационный профиль – «Горный воздух» на Сахалине и «Камчатка» в Камчатском крае, границы которых в прошлом году были расширены. Так, в ТОР «Горный воздух» работают 11 инвесторов, сама ТОР создана на базе одноименного горнолыжного комплекса в Южно-Сахалинске (в неё войдут сразу несколько туристических объектов). Туристические объекты на Камчатке планируется строить на нескольких площадках, одна из которых – «Паратунка» – является санаторным комплексом. Кроме того, на одной из площадок ТОР «Комсомольск» в Хабаровском крае резиденты приступили к модернизации горнолыжного курорта «Холдоми». Несмотря на удалённость и относительную изолированность данных территорий, они способны привлечь туристов, поскольку располагают уникальными рекреационными ресурсами.

- Камчатский край принимает около 200 тысяч туристов в год, главным образом, жителей нашей страны – иностранцев среди них меньше 10%, - отметила журналу «Экономика Дальнего Востока» Алена Стратонова, руководитель агентства по туризму и внешним связям Камчатского края. - В ближайшие годы мы прогнозируем существенный рост потока гостей в основном из стран АТР. Для туризма края это очень перспективный рынок. За последний год объем инвестиций в строительство новых гостиниц, ресторанов, мест притяжения и других объектов туринфраструктуры вырос в полтора раза.


Ленские столбы. Фото - vi_blackberry, Depositphotos

Примечательно, что о запуске новых туристско-рекреационных кластеров задумываются в регионах, в которых туризм не значится среди приоритетных отраслей – в Якутии, Амурской области и Хабаровском крае. В Якутии статус национального парка в ближайшее время должны получить «Ленские столбы». В данное время объект находится в перечне особо охраняемых природных территорий. 

В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» ведётся строительство туристического кластера «Северная мозаика» (техническая готовность составляет 80%, основная стройка начнётся в текущем году). А в рамках концепции развития туристского направления «Амур» будут созданы три кластера – «Амур-Хабаровск», ориентированный на круизный, яхтенный и трансграничный туризм по реке; «Комсомольский», реализующийся согласно плану долгосрочного развития Комсомольска-на-Амуре, и автодорожный кластер «Северный Сихотэ-Алинь». Ожидаются вложения из федерального бюджета в размере 2,6 млрд рублей до 2025 года.

Поддержка отрасли обеспечивается и на законодательном уровне. Важным событием для отрасли стало принятие закона о предоставлении налоговых льгот для туристического бизнеса на Дальнем Востоке, который действует с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года: организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность в ДФО, получат нулевую ставку на прибыль на пять лет. Следует отметить, что нулевая ставка налога применяется только в том случае, если доходы организации от осуществления туристско-рекреационной деятельности составляют не менее 90 % от её доходов. В первую очередь преференции касаются владельцев гостиниц и туристических баз, являющихся важнейшей инфраструктурной составляющей отрасли. Налоговые льготы призваны помочь построить современные гостиницы и модернизировать имеющиеся туристические объекты, а также снизить цены на услуги. В настоящее время нехватка инфраструктуры является одним из препятствий для успешного развития отрасли, делая Дальний Восток недостаточно конкурентоспособным по сравнению с зарубежными направлениями.

Загрузить еще
Самое читаемое